Сколько словосочетаний можно придумать со словом «творчество»?
А сколько понятий связано у нас, россиян, со словом «творческий»? Попробую перечислить. Итак, творческими бывают: интересы, настроение, любопытство, содружество, взаимопонимание, одобрение, заинтересованность, полёты, экстаз, бум, замыслы, идеи, муки, рвение, реализация, планы, группы, ансамбли, студии, кружки, личности, коллективы, люди, дети, молодёжь, единомышленники, развитие, хлам, беспорядок, застои, кризисы, неудачи, авралы, встречи, вечера, выставки, посиделки, зрители, публика, узы, параллели, моменты, паузы, высоты, сюрпризы, поделки, работы, мероприятия…
Из всего сказанного следует вывод: мы – творческие люди, не обыкновенные, мы ко всему относимся самым непредсказуемым – творческим образом. В России величайшее множество талантливых людей, большинство из них родом из СССР.
Но ведь рождаясь, ребёнок ещё ничего не знает о своих талантах, и «пробуждают» творческие способности маленького человечка родители. Путь к первой, детской вершине успеха, — это сотворчество родителя, воспитателя и ребёнка, творческое содружество учителя и ученика. Безусловно, можно учить ребёнка чему-то одному — только танцевать или только петь. У детей проблем нет, им нравится узнавать новое постоянно, они очень восприимчивы к любому виду творчества. Проблемы бывают у родителей, потому что водить даже одного ребёнка в несколько творческих коллективов одновременно стало весьма затратным делом.
Хорошее не забывается: были же раньше творческие клубы эстетического развития детей?!! Там не только музыкальной грамоте учили, в расписании занятий были: хор, рисование, ритмика, бальный танец, развитие речи, обучение чтению и счёту, английский язык, детский театр. Родители приводили своих дошколят в одно место, в один клуб, три раза в неделю, все перечисленные занятия проводились по расписанию и бесплатно!
Я знаю, есть такие коллективы творческих единомышленников и сегодня, в которых дети, подростки и молодёжь занимаются в кружках и студиях на бесплатной основе. В моём представлении, так и должно быть повсюду! К сожалению, не так много осталось энтузиастов, готовых работать по обширным творческим программам за скромные государственные зарплаты.
Рушится система «поэтапного просвещения» детей! Я так называю эту программу, потому что она носит не только досуговый, но и просветительский характер: сначала детей водят в клуб развития и только потом — в школу. Представьте, приходит Ваш ребёнок на рисование, а педагог и основы живописи преподаёт, и про мультфильмы рассказывает, рисует с детьми первый в их жизни мультик, в музей кукол экскурсию организовывает, на фабрику игрушек везёт, чтобы малыши увидели своими глазами, как делают игрушки, попробовали самостоятельно их раскрасить. Это – не выдумки, это – пример правильной просветительской работы с детьми. Я бережно храню разделочные доски в стиле «Гжель» и «Хохлома», «стаи» волков и зайцев, «деревянную аппликацию» и другие творческие работы, которые раскрашивал, рисовал, выпиливал и выжигал мой ребёнок на занятиях в клубе эстетического развития детей 4-6 лет под руководством мудрых педагогов дополнительного образования. Они занимались и со старшеклассниками, и с рабочей молодёжью: горел по вечерам свет в окнах, и с улицы было видно, как взрослые парни и девушки учат вальсовые па.
Мне искренне жаль, что современные родители не знают о возможностях бесплатного и «поэтапного просвещения» детей, ничего не предпринимают для возрождения этой формы досуга, поэтому их дети в приподнятом творческом настроении и приятных творческих муках только за деньги могут научиться танцевать, петь и рисовать, за деньги репетируют сказочные творческие мероприятия с интересным творческим замыслом, за деньги участвуют в конкурсах и фестивалях, значит, только за деньги могут быть вместе с любимым творческим коллективом. А могут и не быть вовсе, если у родителей нет денег развивать и просвещать в равной степени всех детей в семье.